Назад

 31

Обзор Федерального законодательства

 

1) Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Урегулированы вопросы предоставления россиянам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе.

Гражданин вправе однократно получить в безвозмездное пользование участок площадью до 1 га на 5 лет в упрощенном порядке для ведения любой не запрещенной законом деятельности. При этом принадлежность участка к той или иной категории земель значения не имеет (кроме некоторых ограничений, предусмотренных для лесного фонда). По истечении указанного срока и при соблюдении определенных условий землю можно оформить в собственность (за плату или без нее) либо в аренду.

Подать заявку можно в т. ч. через Интернет.

Прописана процедура заключения договора о предоставлении участка. Закреплены основания для отказа в этом. Например, если испрашиваемый участок зарезервирован (изъят) для государственных или муниципальных нужд либо в отношении него принято решение о проведении аукциона. Еще один повод - участок находится в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития.

В случае смерти гражданина, с которым заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, его права и обязанности по указанному договору переходят к наследнику.

Если двадцати или более гражданам предоставлены участки, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более 20 км от него, органы госвласти и местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, на которой расположены такие участки, путем строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Внесены сопутствующие поправки в Закон о госрегистрации прав, ЗК РФ, ЛК РФ и некоторые другие акты.

Заявления о предоставлении земельных участков принимаются с 1 июня 2016 г. При этом до 1 февраля 2017 г. их могут подать только граждане, проживающие в регионе, в котором располагается испрашиваемый участок.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

2) Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N 137 "Об утверждении порядка и способов уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав"

Определен порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по кадастровому учету и (или) госрегистрации прав на недвижимое имущество.

Орган регистрации прав уведомляет через Интернет на указанный в заявлении адрес электронной почты либо отправляет СМС-сообщение на мобильный телефон (если адрес электронной почты в заявлении не указан).

Орган регистрации прав до окончания рабочего дня, в течение которого были совершены юридически значимые действия, уведомляет заявителя о поступлении информации об оплате госпошлины, о приеме заявления и прилагаемых к нему документов в обработку; о возврате материалов без рассмотрения и о возможности их получения; о приостановлении кадастрового учета и (или) госрегистрации прав либо об отказе в совершении процедур, о прекращении учета и (или) регистрации, о совершении действий и о возможности получения документов.

Уведомления направляются бесплатно.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2016 г. Регистрационный N 41922.

 

3) Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в статьи 153.1 и 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

Внесены изменения в АПК РФ (о применении судами систем видеоконференц-связи).

Установлено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Это возможно при условии заявления ими ходатайства об этом и наличии в арбитражных судах или судах общей юрисдикции такой технической возможности.

Если судом, при содействии которого лицо, участвующее в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, является суд общей юрисдикции, арбитражный суд, рассматривающий дело, выносит определение о проведении такого судебного заседания в соответствии с АПК РФ.

Копия определения арбитражного суда направляется в суд общей юрисдикции, который обеспечивает проведение судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии с ГПК РФ.

 

4) Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"

Внесены изменения в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и Закон об участии в долевом строительстве.

Установлена уголовная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у него правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию, лицом, не имеющим на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных законодательством.

При этом ответственность возникает в случае наличия ущерба в крупном и особо крупном размере, который составляет 3 и 5 млн руб. соответственно. За вышеуказанные преступные деяния при наличии ущерба в крупном размере предлагается санкция, в т. ч. в виде лишения свободы до 2 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, при наличии ущерба в особо крупном размере - в виде лишения свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Кроме того, введено основание для освобождения от уголовной ответственности. Так, освобождению от уголовной ответственности подлежит лицо, возместившее ущерб в полном объеме и (или) принявшее меры, в результате которых многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости введены в эксплуатацию.

 

5) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"

Даны разъяснения по таможенному законодательству.

Ими заменяются прежние указания по аналогичным вопросам, которые ранее сформулировал Пленум ВАС РФ в т. ч. в 2013 г.

Приведены общие принципы и акты, регулирующие таможенные отношения. Подчеркивается, что коллизионный приоритет над нормами законодательства России имеет право ЕАЭС.

Уделено внимание вопросам оценки ввозимых товаров для таможенных целей.

Отмечено, что судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом (таможенным представителем) информации, бремя опровержения которой лежит на таможне.

Указывается, в чем именно могут проявляться признаки недостоверности сведений о стоимости сделки с ввозимыми товарами.

При этом поясняется, что отдельные недостатки в оформлении представленных документов (договоров, спецификаций и т. п.), не опровергающие факт заключения сделки на определенных условиях, сами по себе еще не свидетельствуют о такой недостоверности.

Определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой. Поэтому обязанность представить по требованию таможни подтверждающие документы может возлагаться на декларанта только в отношении тех материалов, которыми тот обладает (должен обладать) в силу закона или обычаев делового оборота.

Выделены особенности, которые должны учитываться при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости.

Разобраны нюансы, которые важны при применении первого метода таможенной оценки (по цене сделки с ввозимым товаром), а также последующих методов.

Рассмотрены некоторые спорные моменты, связанные с включением отдельных платежей в таможенную стоимость. В частности, выделены четкие критерии для такого включения в отношении роялти.

Даны пояснения относительно сроков направления требования об уплате таможенных платежей, а также его оспаривания, взыскания задолженности и возврата сумм переплаты по ним, начисления пени и процентов, проведения ведомственного контроля.

Так, указывается, что пени за просрочку не начисляются, если она произошла из-за бездействия самой таможни (которая не провела взыскание за счет неизрасходованных авансовых сумм, денежного залога или переплат).

Также пени не могут взиматься, если декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям таможни, которые были даны ему или неопределенному кругу лиц.

Приведены критерии, исходя из которых товары относятся к предназначенным для личного пользования.

В частности, факт последующей продажи товаров лицом, переместившим их через таможенную границу, сам по себе не свидетельствует об использования этого имущества не в личных целях.

Рассмотрены вопросы, касающиеся освобождения от таможенных платежей по временно ввезенному транспорту в случае его гибели, хищения (угона).

 

6) Приказ Федерального дорожного агентства от 5 апреля 2016 г. N 521 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2016 году"

В период с 25 мая по 25 июня 2016 г. на отдельных автотрассах ограничивается движение транспорта с превышением предельно допустимых нагрузок на оси (т. н. временное ограничение движения в весенний период). Установлены перечень таких дорог, сроки начала и окончания ограничения движения, предельно допустимые нагрузки на оси.

Движение по указанным автотрассам с превышением предельно допустимых нагрузок на оси будет возможно только по спецразрешениям.

Кроме того, с 25 мая по 31 августа 2016 г. вводится временное ограничение движения транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, по федеральным автотрассам с асфальтобетонным покрытием при дневной температуре воздуха свыше 32 С (т. н. временное ограничение движения в летний период). Определен перечень автодорог, на которых вводится такое ограничение.

Передвигаться тяжеловесным автомобилям по указанным дорогам можно будет только ночью (при наличии в разрешении на движение записи "при введении временного ограничения в летний период движение разрешается в период с 22.00 до 10.00").

О причинах и сроках введения временных ограничений движения водителей должны проинформировать через Интернет и СМИ заранее.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2016 г. Регистрационный N 42078.

 

7) Приказ Министерства транспорта РФ от 21 марта 2016 г. N 70 "О внесении изменений в Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 179"

Вносятся изменения в порядок выдачи специального разрешения на движение по автодорогам транспортного средства, перевозящего опасные грузы.

Так, уточняется, что заявление о получении разрешения подается перевозчиком или его представителем в территориальное управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора по месту госрегистрации перевозчика или местонахождения его филиала (представительства).

К заявлению необходимо приложить в т. ч. копию свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов.

Установлено, что заявка регистрируется владельцем автодороги в течение 1 рабочего дня с даты ее поступления, в т. ч. в ведомственных информационных системах или единой системе межведомственного электронного взаимодействия при их использовании.

Согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, проводится владельцами автодорог в течение 4 рабочих дней с даты поступления от уполномоченного органа соответствующей заявки.

Также теперь уполномоченный орган отказывает в выдаче специального разрешения в случае несоответствия заявленного опасного груза требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 мая 2016 г. Регистрационный N 42061.

 

8) Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Скорректирован НК РФ. Поправки касаются инвестиционных проектов.

Для организаций, работающих в пределах одного региона, установлен минимальный объем капвложений.

Регионам решено дать право снижать ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов (в части поступлений в их бюджеты).

Так, пониженная ставка в размере не более 10% может действовать начиная с налогового периода, в котором признаны первые доходы от реализации проекта (но не позднее 5 лет с даты включения в реестр участников проектов), и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок и с ними, составит величину, равную объему капвложений.

Введена статья о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестпроектов, для которых включение в реестр участников региональных инвестпроектов не требуется. Также введена статья о порядке определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, для таких участников.

Поправки вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.

 

9) Приказ Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2016 г. N ММВ-7-15/189@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме"

Утверждены формат корректировочного счета-фактуры и формат представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при подтверждении факта изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в электронной форме.

Формат корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, в электронной форме, утвержденный 04.03.2015, признается утратившим силу с 01.07.2017.

По 30.06.2017 налогоплательщики вправе создавать корректировочные счета-фактуры в электронной форме как по формату от 04.03.2015, так и по новым форматам.

Корректировочные счета-фактуры, созданные в электронной форме в период до 01.07.2017 по формату от 04.03.2015, будут приниматься по 31.12.2020.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2016 г. Регистрационный N 42155.

 

10) Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Внесены изменения в некоторые законодательные акты в сфере страхового дела.

Так, в отношениях, регулируемых Законом об организации страхового дела, будут участвовать в т. ч. объединения страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей.

Уточняются требования к названию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела. Если таковые обладают признаками публичности (за исключением обществ взаимного страхования), то необходимо соответствующее указание.

Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество взаимного страхования".

Страховые агенты, а также граждане, являющиеся в т. ч. страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями, вправе создавать некоммерческие организации в целях защиты общих интересов.

Общество взаимного страхования по решению своих членов может быть преобразовано только в хозяйственное общество - страховую организацию. Термин "учредительные документы" заменяется на "учредительный документ". Причина - юрлица, кроме хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов.

К исключительной компетенции общего собрания членов профессионального объединения страховщиков отнесено установление размера и порядка уплаты взносов и иных обязательных платежей в объединение.

 

Мониторинг законодательства Алтайского края

 

1) Закон Алтайского края от 5 мая 2016 г. N 32-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае"

 

Урегулированы отношения, связанные с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом на муниципальных и межмуниципальных регулярных маршрутах и легковым такси на территории Алтайского края. Определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края в установленной сфере деятельности. Установлен порядок осуществления регионального государственного контроля при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории края.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 11 и 12 статьи 6 Закона, вступающих в силу с 15 июля 2016 г.

 

2) Постановление Администрации Алтайского края от 17 мая 2016 г. N 162 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю за 1 квартал 2016 года"

Среднедушевой показатель прожиточного минимума в крае увеличился на 143 руб. по сравнению с 4 кварталом 2015 г. Таким образом, величина прожиточного минимума за 1 квартал 2016 г. в расчете на душу населения составила 8928 руб., для трудоспособного населения - 9542 руб., для пенсионеров - 7263 руб., для детей - 8965 руб.

 

3) Закон Алтайского края от 4 мая 2016 г. N 28-ЗС "О внесении изменений в статьи 11 и 15 закона Алтайского края "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края"

Изменены сроки рассмотрения письменных обращений, поступивших Губернатору Алтайского края и содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции. Такие обращения рассматриваются в течение 20 дней со дня их регистрации. Также установлено право отдельных категорий граждан на личный прием в первоочередном порядке.

Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

4) Региональное соглашение от 20 апреля 2016 г. №45-11/1-05 о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 годы

Администрация Алтайского края, Алтайский краевой союз организаций профсоюзов, и краевые объединения работодателей заключили 20 апреля 2016 года Региональное соглашение, согласно которому в Алтайском крае:

  • для работников бюджетного сектора экономики, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, а также для работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, минимальная заработная плата устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
  • для работников внебюджетного сектора экономики минимальная заработная плата устанавливается в размере 9400 рублей.

Данное Соглашение вступило в силу с 23 апреля 0216 года и  действует по 31 декабря 2018 года.

Для организаций жилищно-коммунального хозяйства данное Соглашение вступает в силу с 01.07.2016 и действует по 31.12.2018.