О предоставлении преференций поставщикам продукции российского (белорусского, казахстанского) производства в рамках государственного и муниципального заказа

Назад

 10

17 февраля текущего года на заседании Президиума Алтайской ТПП рассмотрен вынесенный членами палаты вопрос о недобросовестной конкуренции в рамках государственного и муниципального заказа со стороны поставщиков импортных аналогов российской продукции. А именно: несмотря на то, что в современной геополитической ситуации, характеризующейся попытками беспрецедентного давления со стороны США и Евросоюза на российскую экономику, власти РФ предпринимают правильные, быстрые, адекватные обстоятельствам меры по сохранению и развитию отечественной промышленности, находятся дельцы, выдающие импортные товары за продукцию российского происхождения.

 

 

Так, в 2014 году правительственными постановлениями установлены льготные условия для российских предприятий, поставляющих продукцию в рамках государственного и муниципального заказа: 31 мая 2014 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития № 155. Документ содержит перечень товаров, закупаемых в рамках государственных и муниципальных контрактов, в отношении которых при условии их российского (казахстанского, белорусского) происхождения предоставляются преференции касательно цены контракта - 15-процентное преимущество по отношению к иностранным аналогам. Таким образом, при оценке заявок по критерию «цена контракта» к предложениям поставщиков российской (казахстанской, белорусской) продукции применяется 15 процентный понижающий коэффициент, но при этом контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной им в заявке. Если же конкурс выигрывает  поставщик товаров иностранного происхождения, контракт напротив заключается по цене сниженной на 15 процентов от цены предложения. При этом, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

 

Однако нашлись фирмы, которые использовали двоякочтение формулировок статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в части касающейся происхождения товара "место происхождения товара или наименование производителя". Наряду с необязательностью предоставления участниками государственных и муниципальных конкурсов документов, однозначно подтверждающих страну происхождения товара, указанная выше расплывчатая формулировка дала возможность дельцам в 2014 году составить недобросовестную конкуренцию поставщикам российских (белорусских, казахстанских) товаров.

 

 

Вместе с тем, с января 2015 года благодаря вступлению в силу Федерального закона Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и разъяснительному письму Минэкономразвития России от 11.11.2014 № Д28и-2315 устанавливающему, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приказе № 155, является сертификат о происхождении товара формы СТ-1, а в случае отсутствия сертификата формы СТ-1 в составе заявки на участие в аукционе, при поставке товаров, указанных в Приказе №155,  такая заявка отклоняется, российские производители товаров наконец могут в полном объеме воспользоваться преференцией по отношению к иностранным конкурентам при участии в государственных и муниципальных закупках.

 

 

По результатам рассмотрения данного вопроса членами президиума Алтайской ТПП принято единогласное решение о необходимости информирования органов ФАС, что вступившие в силу вышеуказанные изменения в законодательство, необходимость подтверждения российского происхождения товара сертификатом формы СТ-1, являющимся документом однозначно свидетельствующим о происхождении продукции из РФ, отклонения заявок  участников конкурса в случае отсутствия в составе заявки сертификата формы СТ-1, - позитивно оцениваются предпринимательским сообществом, нацеленным на формирование цивилизованного рынка в России, кроме того, данные прозрачные меры однозначно будут способствовать росту производства предприятий таможенного союза, закладывая основу подъема национальной экономики.