Мониторинг Федерального законодательства от 23 апреля 2016 года

Назад

 25

Мониторинг федерального законодательства


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2016 г. № 11-П “По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда”

Ежемесячные выплаты ветеранам боевых действий не должны облагаться НДФЛ!

Проверена конституционность норм, закрепляющих перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. В числе таких доходов упомянуты госпособия (за отдельными исключениями), выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством. Также отдельно выделен круг компенсационных выплат, связанных с трудовой или служебной деятельностью, а также с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (госслужащего). Применение этих положений на практике продемонстрировало их неопределенность. Как указал заявитель, нормы не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, облагаются или нет таким налогом определенные суммы - ежемесячные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий. В частности, ФНС России и ПФР придерживаются противоположных точек зрения. КС РФ счел такую ситуацию недопустимой. Нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они позволяют облагать налогом подобные выплаты. Как пояснил КС РФ, положения Конституции РФ не указывают конкретные способы и объем соцзащиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Регламентация этих вопросов - прерогатива законодателя. При этом он должен основывать свои решения на принципах равенства и справедливости. Так, в Законе о ветеранах выделена отдельная их категория - ветераны боевых действий. Для них предусмотрены различные меры соцподдержки. Ежемесячная выплата является одной из таких мер. По способу финансирования и по своему предназначению данная выплата не может рассматриваться как принципиально отличающаяся от иных мер соцподдержки таких лиц. Между тем применение оспариваемых норм приводит к тому, что упомянутые ветераны, получающие подобную выплату, ставятся в различное положение в зависимости от того, получают они ее в полном объеме в денежной форме или направляют часть ее суммы на финансирование предоставления им соцуслуг, а также от того, продолжают они военную или государственную службу иного вида или переходят на пенсию. Тем самым устанавливается различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев. Этим нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории. Законодатель должен внести необходимые поправки. До внесения необходимых изменений нормы не могут служить основанием для обложения НДФЛ ежемесячной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.

 

Транспорт и связь

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2016 г. № 310 “О внесении изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн”

Плата за проезд 12-тонников по федеральным автодорогам: правила отсрочки.

Скорректировано постановление Правительства РФ о взимании платы в счет возмещения вреда федеральным трассам большегрузами массой свыше 12 тонн. Установлен механизм предоставления отсрочки по внесению платы собственнику (владельцу) транспортного средства на основании его заявления. Для этого необходимо наличие определенных условий. Собственник (владелец) должен быть зарегистрирован в специальном реестре более 2 месяцев. Юрлицо должно быть зарегистрировано в России. Это касается и места жительства (пребывания) гражданина. За транспортным средством закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство. Отсутствуют неоплаченные административные штрафы за невнесение платы или в течение полугода отсутствует просроченная задолженность по внесению платы. При соблюдении этих условий владельцу предоставляется отсрочка по внесению платы с первого числа следующего месяца.

 

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. № 10-П “По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы”

Позиция КС РФ: взносы на капремонт общего имущества домов взимаются в интересах самих собственников жилья!

Внимание КС РФ привлек вопрос о взносах на капремонт общего имущества в многоквартирном доме. Предметом проверки стали нормы, закрепляющие как общую обязанность всех собственников в доме платить их (за некоторыми исключениями), так и затрагивающие механизм формирования за счет них фонда капремонта. Такой фонд может формироваться либо на счете регионального оператора, либо на спецсчете в банке - в зависимости от волеизъявления (или отсутствия такого) общего собрания собственников в доме. КС РФ счел положения конституционными и разъяснил следующее. Такого рода взнос - не налог и не сбор, т. к. не обладает всеми характерными для них признаками. Этот платеж имеет строго целевое назначение и, в конечном счете, расходуется в интересах самих собственников. Поэтому его введение не противоречит конституционным предписаниям. Подобное регулирование направлено на поддержание домов в надлежащем состоянии, на предотвращение причинения вреда в т. ч. самим собственникам. В формировании фондов капремонта участвуют все собственники независимо от даты и оснований приобретения ими конкретных помещений, а также форм собственности. Однако этим не исключается необходимость оказания (по крайней мере, в первые годы реализации региональных программ капремонта) допфинансирования проведения капремонта (независимо от избранного собственниками способа формирования фонда), во всяком случае - при возникновении неотложной потребности в нем. Имеется в виду допфинансирование на безвозвратной или возвратной основе за счет средств региональных и (или) муниципальных бюджетов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Относительно приватизированного жилья в домах, требующих капремонта. За бывшими наймодателями таких домов сохранена обязанность производить такой ремонт. Введение взносов ее не отменило. Поэтому законодатель должен установить механизм ее исполнения. Факт того, что эта обязанность не исполнена бывшим наймодателем, не освобождает собственников приватизированного жилья в таком доме от уплаты взносов. Причина - обязанность по последующим капремонтам лежит на них. В равной мере проведение капремонта таким наймодателем не освобождает его от уплаты последующих взносов (если он - собственник помещений в доме). Нормы, определяющие перечень вопросов, которые должны решить собственники, формирующие фонд капремонта на спецсчете, направлены на обеспечение свободы их волеизъявления. Если собственники не сделали в срок свой выбор относительно указанного способа или не реализовали его, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда на счете регионального оператора. Как подчеркнул КС РФ, такое решение допустимо только при условии, что данный орган предпринял меры для информирования граждан о возможных способах формирования фонда и последствиях выбора одного из них, а также для оказания помощи в принятии того или иного решения в должной форме. Несоблюдение такого условия может быть установлено решением суда. Если в такой ситуации собственники решили изменить способ формирования фонда (на аккумулирование средств на спецсчете), то не должно применяться общее правило о вступлении их решения в силу не ранее, чем через 2 года (если регионом не введен меньший срок) после его направления региональному оператору. Предполагается, что очередность капремонта определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное его проведение в тех домах, проживание в которых опасно, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности. Причем данную очередность можно оспорить в суде, равно как обжаловать неисполнение региональной программы капремонта, установившей такую очередность. Законодатель должен предусмотреть правовой механизм функционирования региональных операторов с тем, чтобы обеспечить непрерывность исполнения ими обязательств в случае прекращения деятельности кого-либо из них. Кроме того, должны быть приняты допмеры, направленные на обеспечение информирования о содержании региональных программ капремонта и критериях оценки состояния домов, на основании которых определяется очередность проведения капремонта.

 

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр “Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор”

О работе с протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Протокол составляется секретарем собрания в сроки, установленные собранием, но не позднее чем через 10 дней. Обязательные реквизиты - наименование документа; дата и регистрационный номер протокола; дата и место проведения собрания; заголовок к содержательной части; содержательная часть; место (адрес) хранения протоколов собраний и решений собственников по вопросам, поставленным на голосование; приложения к протоколу (в случае указания на них в содержательной части); подпись. Обязательные приложения к протоколу - реестр собственников, сообщение о проведении собрания, реестр вручения собственникам сообщений, список присутствовавших собственников, документы, по которым принимались решения и др. Также утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов собраний в региональные органы госжилнадзора. За передачу отвечают управляющая организация, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребкооператива. Это делается в течение 5 дней с момента получения ими копий от лица, инициировавшего собрание. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 апреля 2016 г. Регистрационный № 41802.

 

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г.)

Вышел в свет очередной обзор практики Верховного Суда РФ.

Утвержден очередной обзор судебной практики Верховного Суда РФ (N 1, 2016 г.). В нем собраны основные выводы, сделанные Президиумом, а также коллегиями Верховного Суда РФ. В частности, обращается внимание на следующие моменты. Наличие долговой расписки у займодавца подтверждает неисполнение денежного обязательства со стороны заемщика, если последний не докажет иное. Спор займодавца (физлица) с заемщиком (хозяйственным обществом) рассматривается судом общей юрисдикции и в том случае, когда займодавец является учредителем (участником) этого общества. При подаче апелляционной жалобы в суд индивидуальный предприниматель уплачивает госпошлину в размере, установленном для физлиц. Если условие кредитного договора об уплате комиссии за обслуживание счета признано недействительным, как ущемляющее права потребителя, то последствием этого является возмещение возникших убытков. Их наличие и размер доказываются потребителем. К отношениям сторон кредитного договора не применяются положения Закона о защите прав потребителей, устанавливающие последствия нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) и сроки устранения недостатков в них. По делам об оспаривании отцовства генетическая экспертиза назначается судом с учетом мнения детей, достигших10 лет. Что касается назначения уголовного наказания, то активное способствование раскрытию и расследованию преступления учитывается в качестве смягчающего обстоятельства независимо от мотивов, побудивших лицо к таким действиям. Даны ответы на отдельные вопросы, возникающие в судебной практике. В частности, разъяснены особенности взыскания исполнительского сбора с солидарных должников. Также приводятся правовые позиции, сформулированные международными договорными органами (в т. ч. Европейским Судом по правам человека).

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 “О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей”

Сам факт судебной ошибки не является основанием для дисциплинарной ответственности судьи

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по вопросам дисциплинарной ответственности судей. Выпущенное в 2007 г. постановление Пленума Верховного Суда РФ, касающееся оспаривания решений о привлечении судей судов общей юрисдикции к такой ответственности, утрачивает силу. В частности, подчеркивается, что судью нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение. Исключение - вступившим в силу приговором суда установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта. Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, которая произошла из-за неверной оценки доказательств либо неправильного применения норм права. За дисциплинарный проступок на судью может налагаться дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий. При выборе конкретной меры ответственности нужно учитывать характер проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины судьи, степень нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Нельзя оставлять без внимания и данные, характеризующие личность судьи, его профессиональную деятельность (морально-нравственные качества, обстоятельства, связанные с семейной жизнью, стаж работы в должности и т. п.). Досрочное прекращение полномочий судьи применяется в исключительных случаях. Поводом для этого могут являться как неоднократные нарушения, когда исчерпаны все иные средства воздействия, так и однократное грубое нарушение, которое дискредитирует судебную власть, причиняет ущерб репутации судьи и несовместимо с его статусом. Подтвердить наличие этих исключительных обстоятельств должна квалификационная коллегия судей.

 

Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. № 296 "О приостановлении действия пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1240”

Размер возмещения процессуальных издержек в этом году индексировать не будут.

В 2016 г. решено не индексировать размер возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского или административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ.

 

Мониторинг законодательства Алтайского края

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Постановление Администрации Алтайского края от 11 апреля 2016 г. N 118 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Алтайском крае"

Гражданам будут компенсировать расходы на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Определены категории граждан, на которых распространяется предоставление компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Такими гражданами являются одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста 70-80 лет; неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста 70-80 лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан, достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер компенсации определяется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и в пределах размера краевого стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий. Также установлены порядок предоставления компенсации и перечень документов, необходимых для ее предоставления. Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

 

Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 7 апреля 2016 г. N 585 "Об определении банков для участия в реализации подпрограммы "Льготная ипотека для молодых учителей в Алтайском крае" на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014-2020 годы"

Утвержден порядок определения банков для предоставления льготной ипотеки молодым учителям.

Согласно утвержденному Порядку целью определения банков является наделение их правом на участие в обслуживании средств, предоставляемых молодым учителям в качестве первоначального взноса, уплачиваемого при получении ипотечного кредита на приобретение (строительство) жилья, а также предоставление данного ипотечного кредита. Утверждены условия, оценочные критерии определения банков и порядок представления документов. Также утвержден состав рабочей группы по определению банков.

 

Подключены в справочную систему ГАРАНТ

Новые материалы в “Большой библиотеке бухгалтера и кадрового работника”

Материалы прессы

  • Учет федерального имущества по новым правилам (А. Павелин, журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2016 г.)
  • Комментарий к приказу от 31.12.2015 N 227н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2016 г.)
  • Сплошное статистическое наблюдение в 2016 году (С.Г. Новикова, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 4, апрель 2016 г.)
  • УСНО: заполняем книгу учета и налоговую декларацию (Н.М. Софийская, журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2016 г.)
  • Как заполнить и сдать новую форму 6-НДФЛ (М.В. Подкопаев, журнал "Бухгалтер Крыма", N 4, апрель 2016 г.)
  • О некоторых вопросах теории налогообложения (В.Г. Пансков, журнал "Финансы", N 1, январь 2016 г.)
  • Необходимость структурных изменений в налогообложении в направлении его экологизации (Н.Н. Яшалова, журнал "Международный бухгалтерский учет", N 44, ноябрь 2015 г.)
  • Товарный знак как нематериальный актив организации: особенности учета и защиты от незаконного использования (М.Д. Акатьева, журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 1, январь-март 2016 г.)
  • Кассовую проверку прошли - делимся опытом (А. Комарова, журнал "Расчет", N 3, март 2016 г.)
  • Переквалификация сделок. Новые судебные прецеденты (С. Фоевцов, газета "Финансовая газета", N 14, апрель 2016 г.)

Новые материалы в “Большой библиотеке юриста”

Материалы прессы

  • Международно-правовые проблемы установления морских охраняемых районов (К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, журнал "Lex Russica", N 2, февраль 2016 г.)
  • Новеллы Гражданского кодекса об опционных договорах (М.Н. Илюшина, журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 2, февраль 2016 г.)
  • Дворцовые тайны ноу-хау (Ю.Г. Зорина, Г.В. Фокин, журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации", N 3, март 2016 г.)
  • Параллельный импорт с точки зрения интересов потребителей и правообладателей  (Н.А. Орлова, журнал "Образование и право", N 2, февраль 2016 г.)
  • Актуальные вопросы судебной практики, возникающие при рассмотрении дел, связанных с применением таможенного законодательства (И.А. Мильчина, журнал "Судья", N 1, январь 2016 г.)

Новые материалы в “Библиотеке консультаций. Кадры”

  • Условия труда: споры и анализ (А. Гатауллина, журнал "Трудовое право", N 4, апрель 2016 г.)
  • Способы ознакомления работника с локальными нормативными актами организации (Н. Демидов, журнал "Трудовое право", N 4, апрель 2016 г.)
  • Задолженность по отпускам: допускать или нет? (В. Митрофанова, журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 2, февраль 2016 г.)
  • Сложные вопросы по начислению зарплаты (И. Разумова, журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 2, февраль 2016 г.)

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос: Каков порядок отражения в пояснениях к балансу и к отчету о финансовых результатах краткосрочных депозитов, учитываемых в составе финансовых вложений организации, при составлении отчетности за 2015 год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)

 

Вопрос: Отражается ли НДФЛ, уплаченный организацией в бюджет в марте 2016 года за 2015 год, в этом качестве в справках по форме 2-НДФЛ за 2015 год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)

 

Вопрос: Непубличное АО осуществляет различные виды хозяйственной деятельности (розничная торговля, импорт продовольственных товаров, строительство на нескольких земельных участках). Вправе ли все акционеры заключить акционерное соглашение, согласно которому один из акционеров будет получать прибыль только от деятельности общества, связанной с застройкой на земельном участке? Вправе ли акционеры в акционерном соглашении прописать порядок распределения прибыли, полученной в результате деятельности общества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)

 

Вопрос: Может ли коммерческая организация внести в локальный нормативный акт обязанность сотрудников (менеджеров, торговых представителей) при устройстве на работу по совместительству сообщать об этом работодателю? Будет ли это противоречить закону? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)

 

Вопрос: В соответствии с п. 3.10.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), утвержденных приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 N 567, при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в запросе ценовой информации необходимо указать сведения для определения идентичности и однородности товаров (работ, услуг). В каком порядке определяются и используются для расчета НМЦК критерии "идентичность" и "однородность" товаров (работ, услуг)? Каков алгоритм использования полученной информации об идентичности и однородности товаров (работ, услуг) для расчета НМЦК? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)

 

Вопрос: Организация была реорганизована путем преобразования из унитарного предприятия в бюджетное учреждение (уровень бюджета - федеральный). Процесс реорганизации завершен 04.02.2016. Можно ли в данной ситуации осуществить оплату договоров, заключенных организацией как унитарным предприятием до реорганизации, за счет субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой организации как бюджетному учреждению? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)