Мониторинг федерального законодательства

Назад

 27

 

1) Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний"

 

С 1 июля 2015 г. в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. В связи с этим ФНС России были подписаны многосторонние соглашения с зарубежными компетентными органами об автоматическом обмене страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях.

 

Внесенные в НК РФ изменения направлены на реализацию указанных соглашений.

Ими регламентирован порядок взаимодействия российских и иностранных уполномоченных органов при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок. Также прописана процедура сбора необходимой информации для выполнения условий соглашений.

 

Установлены штрафы в т. ч. за непредставление уведомления об участии в международной группе компаний (50 тыс. руб.), документации по ней и странового отчета (100 тыс. руб.).

 

Кодекс будет дополнен новым разделом о выполнении международных договоров России по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам.

 

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

2) Официальное разъяснение Банка России от 23 ноября 2017 г. N 1-ОР "О применении отдельных норм Положения Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

 

Банк России указал, что страховщик не вправе требовать от потерпевшего справку о ДТП для выплаты страхового возмещения по ОСАГО.

 

Дело в том, что 20 октября 2017 г. вступил в силу новый административный регламент ГИБДД, который не предусматривает выдачу указанной справки.

 

3) Письмо Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2017 г. N ЕД-4-13/23938@

 

В сделках между взаимозависимыми лицами могут создаваться или устанавливаться коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

 

В таких случаях любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

 

Сообщается, что налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении в рамках выездных и камеральных проверок.

 

Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в рамках выездной и камеральной проверок в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды. Данный фактор рассматривается в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции.

 

4) Постановление Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2017 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"

 

Конституционный Суд РФ проверил положение КоАП РФ, которое позволяет нарушителям правил дорожного движения уплачивать административный штраф с 50-процентной скидкой. Она действует, если штраф погашен не позднее 20 дней с даты вынесения постановления о его наложении.

 

В итоге норма признана неконституционной в той мере, в какой ею исключается возможность восстановить 20-дневный срок для уплаты штрафа за правонарушение, зафиксированное в автоматическом режиме камерой.

 

Речь идет о случаях, когда копия постановления о назначении штрафа, направленная заказным почтовым отправлением, поступила адресату после истечения 20 дней со дня вынесения.

 

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые поправки.

 

Пока это не сделано, правоприменители, в т. ч. суды, в подобных случаях не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса о возможности восстановления указанного срока.

 

5) Приказ Министерства транспорта РФ от 7 ноября 2017 г. N 476 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов"

 

Дополнен перечень обязательных реквизитов путевого листа.

 

Помимо прочего, в нем должны указываться ОГРН юрлица (предпринимателя), а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством).

 

Кроме того, ранее предусматривалось проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки.

 

Теперь речь идет только о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до их выезда с места постоянной стоянки.

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2017 г. Регистрационный N 49083

 

6) Информация ГИБДД МВД РФ от 01 декабря 2017 г. "Госавтоинспекция разъясняет возможность осуществления участниками дорожного движения фотовидеосъемки общения с инспекторами ДПС"

 

Госавтоинспекция разъясняет, что сотрудники полиции не вправе запрещать участникам дорожного движения проводить фото- и видеосъемку общения с сотрудниками ГАИ.

 

Право на фото и видеосъемку может быть ограничено лишь в рамках проведения охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций. Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору либо в регионе введен режим контртеррористической операции.

 

Обращается внимание, что инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон

 

7) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"

 

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

 

В частности, обращается внимание, что такой вред подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности.

 

По общему правилу причинитель вреда обязан его возместить при наличии вины. Закон может предусматривать возмещение вреда и при ее отсутствии (владелец источника повышенной опасности).

 

Указано, когда ответственность исключается, в каких случаях она является солидарной и долевой.

 

Вред возмещается в денежной форме и (или) в натуре.

 

Кроме того, суд может обязать ответчика ограничить, приостановить или прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований. При этом важно соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности с одной стороны, и решением социально-экономических задач с другой.

 

Прежние разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по указанным вопросам утрачивают силу.

 

8) Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева"

 

Конституционный Суд РФ разъяснил смысл отдельных положений ГК РФ и НК РФ в контексте взыскания с физлиц ущерба в размере налоговых недоимок и пеней, не поступивших от организации.

 

Это в первую очередь касается руководителей и бухгалтеров.

 

Данные нормы предполагают, что по искам прокуроров и налоговых органов о возмещении вреда эти суммы могут взыскиваться с физлиц, которые осуждены за налоговые преступления или уголовное преследование которых за такие преступления прекращено по нереабилитирующим основаниям. Условие - установлены все элементы состава гражданского правонарушения. Но сам факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела не подтверждает безусловно их виновность в причинении вреда.

 

С этих физлиц нельзя взыскивать штрафы, наложенные на организацию-налогоплательщика.

 

По общему правилу взыскание вреда с физлиц, обвиняемых в налоговых преступлениях, исключено до внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении организации-налогоплательщика. Либо до того, как суд установит, что она фактически не действует и (или) что взыскание с нее либо с лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам, недоимки и пеней на основании налогового и гражданского законодательства невозможно. Исключение - случаи, когда организация служит лишь "прикрытием" для действий контролирующего ее физлица.

 

При определении размера возмещения вреда суд может учитывать имущественное положение физлица, степень вины, характер уголовного наказания, а также иные существенные обстоятельства

 

9) Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2017 г. N 1473 "О внесении изменения в Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным"

 

Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа направлено адресату. Такие извещения подписываются судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью и направляются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

 

Закреплено, что извещение может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, заказным почтовым отправлением, пересылаемым в форме электронного документа, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.

При этом лицо считается извещенным с момента вручения ему заказного почтового отправления.

 

10) Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш"

 

За работу в особых климатических условиях, в т. ч. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагаются районные коэффициенты и процентные надбавки.

 

Конституционный Суд РФ постановил, что они не включаются в состав МРОТ (минимальной зарплаты в субъекте Российской Федерации), т. е. начисляются сверх него.

 

МРОТ - это общая гарантия. Она предоставляется независимо от того, в какой местности выполняется работа. Тогда как труд в особых климатических условиях должен оплачиваться в повышенном размере.

 

Следовательно, повышенная оплата в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после выполнения требования об обеспечении МРОТ.

 

Иначе зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом, нарушались бы принципы равенства и справедливост

 

11) Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1490 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г."

 

Определена величина прожиточного минимума в целом по России за III квартал 2017 г. на душу населения. Она равна 10 328 руб. Для трудоспособного населения - 11 160 руб., пенсионеров - 8 496 руб., детей - 10 181 руб. Во II квартале 2017 г. прожиточный минимум составлял 10 329, 11 163, 8 506 и 10 160 руб. соответственно.

 

Напомним, что прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы.

 

С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации соцполитики и федеральных соцпрограмм. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других соцвыплат, а также для формирования федерального бюджета.

 

12) Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 декабря 2017 г. N 14-2/ООГ-9399

 

В соответствии с ТК РФ график отпусков утверждается не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

 

Например, на 2018 г. график необходимо утвердить 17 декабря. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. График отпусков может быть утвержден и раньше.

 

Отмечено, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

 

13) Письмо Федеральной налоговой службы от 6 декабря 2017 г. N ЗН-3-22/7995@

 

В случае нарушения срока уплаты налога налогоплательщику на основании ст. 75 НК РФ начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора до дня фактической уплаты. НК РФ не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует.

 

Иными словами, за тот день, в который задолженность погашена, пени не начисляются, то есть последним днем просрочки является день, предшествующий погашению недоимки. Такого же мнения придерживается Минфин России. Ей же соответствует пример расчета, приведенный в п. 2 Раздела VII приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.

 

Между тем, суды трактуют вопрос иначе: последним днем периода просрочки является день погашения недоимки, то есть день предъявления платежного поручения в банк (см. пункты 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Схожая позиция ранее была представлена в разъяснениях ФНС России.

 

14) Письмо Минфина России от 22 ноября 2017 г. N 03-04-06/77155

 

По мнению Минфина, если предпринимателю выплачены доходы по виду деятельности, не указанному им при регистрации (в ЕГРИП отсутствует соответствующий код по ОКВЭД), то источник выплаты является налоговым агентом и обязан удержать из таких доходов НДФЛ.

 

Доходы ИП от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный им при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений в ЕГРИП, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности. С таких доходов ИП уплачивает налоги самостоятельно.

 

Сведения о кодах ОКВЭД предпринимателя можно получить, запросив выписку из ЕГРИП.

 

15) Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1514

 

В ряде регионов России с 2012 года действует пилотный проект, направленный на распространение прямых выплат ФСС страхового обеспечения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

 

Правительство РФ приняло решение об очередном продлении проекта, на этот раз - на 2020 год. При этом власти отказались от расширения географии проекта, которое планировалось на 2018 и 2019 годы. Напомним, что с 1 июля 2018 года к реализации проекта должны были присоединиться Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области, а с 1 июля 2019 - Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Архангельская, Тульская, Ярославская области.

 

16) Досье на проект федерального закона № 229467-7 “О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части совершенствования процедуры оформления без участия сотрудников полиции документов о дорожно-транспортном происшествии) (внесен 19.07.2017 Правительством РФ)

 

21.12.2017 Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки к Закону об ОСАГО. В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его ТС, не может превышать 50 тыс. руб. Данную сумму предлагается увеличить до 100 тыс. руб. Речь идет о случаях отсутствия у участников ДТП разногласий относительно его обстоятельств.

 

Для получения возмещения в пределах 100 тыс. руб. при наличии разногласий данные об обстоятельствах причинения вреда должны быть зафиксированы его участниками и переданы в АИС ОСАГО.

 

Также данные об обстоятельствах причинения вреда должны быть зафиксированы и переданы в АИС ОСАГО в случае отсутствия разногласий по ДТП, произошедшим на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской областей, для получения возмещения в пределах страховой суммы в размере 400 тыс. руб.